Введение в Библиологию

Библия – это сборник иудейских и христианских священных писаний.

Писание обладает делегированным авторитетом  - сама по себе книга ценности не представляет если Бог не делегировал ее авторитет.

Библия не дает спасение но указывает на него.

Библия в первую очередь это не свод правил но живая история.

Библия это не инструкция а принципы.

Писание это средство с помощью которого Бог действует в нас и через нас.

Составные части Библии

Ветхий Завет – Закон,  Пророки, писания

 Луки 24:44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Новый завет – Евангелия, Исторические, Послания, Апокалипсис

Превосходство новозаветного откровения – невозможность использовать ветхий завет обособленно.

Текстология – наука о текстах, главная задача текстологии восстановление оригинального текста.

Использует археологию как сбор данных.

Использует критический метод  - на пути главной своей задачи

Передача текста

1450 году был изобретен печатный станок. До этого периода тексты переписывались вручную.

Это значит, что был такой же человеческий фактор – ошибки, неточности, длительность, цена.

Далеко не все церкви могли иметь полный свод Библии.  Письма носили циркулярный характер, циклами ходили по церквам. Обычный верующий не мог себе позволить чтение писем.

После изобретением печатного станка Иоанном Гуттенбергом.

Иудейские писания переписывали – иудейские книжники. Христианские писания переписывали - монахи. Монастыри  стали хранителями христианской письменности и христианского наследия.

Материалы, на которых мог записываться текст.

Камень, глиняные таблички, папирус – прессований тростник – поначалу односторонний, затем двухсторонний, не самый надёжный, пергамен кожа животного – более дорогостоящий материал и надежный.  Бумага в западной Европе появляется только в 11-12 ст.

Рукописи Ветхого Завета

Массаретский текст  - датируется 11-12 ст. Р.Х – язык древнееврейский

Переписывали текст с 6-9 ст. Р.Х.

Масареты (традиция)

  1. Унифицировали текст (собрали все доступные свидетельства Ветхого завета и сделали копии и уничтожили все старое)
  2. К консонантному письму добавили огласовки – древнееврейский текст содержит только согласные буквы, масареты добавляют огласовки.
  3. Не вносили поправок в текст но записывали их на полях

Ленинградская рукопись в Эрмитаже – единственная полная сохранившееся рукопись  ветхого завета – масаретский текст.

Септуагинта – перевод  70 – ІІІ ст. до Р.Х на греческий язык. Ранняя рукопись датируется 2 ст до Р.Х

Легенда гласит 72 книжника изолированных друг от друга написали одинаковый перевод.

Септуагинта не могла показать, достоверен ли массаретский текст.

  1. Во времена Иисуса Христа септуагинта пользуется большей популярностью нежели древнееврейский текст.
  2. Помогает прояснять древнееврейский текст (значение)

Таргум – перифраз ветхого завета на арамейском языке.

  1. Палестинский таргум
  2. Пятикнижье Онкелоса
  3. Пророческий Ионафана

До Р.Х.

Папирус неша

Некий Неш не масаретский текст датируется 2 ст до Р.Х.  – Манускрипт насчитывает 24 строчки. Начало 10 заповедей  и начало молитвы Шма.  Сравнили никакой разницы с масаретским небыло выявлено.  

Самарянское Пятикнижие

Составлено 5 ст. до Р. Х. самые ранние рукописи 11 ст. после Р.Х. для текстологии ценности не обладает. Коптский.

 Кумранские свитки – рукописи мертвого моря

Обнаружены 1947 г. Недалеко от мертвого моря были найдены все книги ветхого завета кроме книги Эсфирь – язык древнееврейский. Тексты датировались 2-3 ст. до Р.Х.

90% без отличия с массаретским текстом. Переписчики занимались своим делом очень добросовестно.

 

Рукописи нового завета

  1. Папирусы 3-7ст. более 120 единиц. Являются самыми важными свидетельствами Нового Завета.
  2. Унциальные рукописи – 4-10 ст. 318 единиц. Обладают очень большой ценностью.
  3. Минускульные рукописи – рукописи, в которых используется заглавные и прописные буквы. 2897 – единиц. В целом написаны позже чем унциальные.
  4. Лекционной – 2281 единиц

Автор

Число копий

Датировка

Геродот «Всемирная история»

(480-450 до Р.Х.)

8 экз.

900 г после Р.Х.

Тит Ливий «История Рима»

Начало І ст. по Р.Х.

19 экз. неполных

1 полная копия

400 г по Р.Х.

10 ст. Р.Х.

Новый Завет

I век

5000 экз.

 

3 ст.

 

Оригинала у нас нет но у нас есть текст приближенный к оригиналу.

Канон Библии

Канон – измерительная трость означающая образец или эталон.

Канон Ветхого Завета

Канон Ветхого Завета был окончательно сформулирован в конце 1 ст. после Р.Х. на соборе в Ямнии, после того как Иерусалим был захвачен центр религиозной жизни перенесен в Ямнию.

Критерии каноничности – соответствие Пятикнижию.

Книги по которым были дискуссии

- Есфирь

- Екклесиаст

- Песни Песней

 

Критерии каноничности нового завета

  1. Книга должна принадлежать апостолу или его ученику (ближайшему)
  2. Поучительный и моральный аспект книги не должен противоречить церковной традиции
  3. Распространенность книги
  4. Книга должна быть написана в Апостольский Век

 

История формирования канона Нового Завета

Гностицизм

В конце 1 ст. в начале 2 ст. пишут труды и выдают их за труды апостолов – так появляться апокрифы – деяния Павла, евангелие евреев, евангелие египтян, апокалипсис Петра.

Монтанизм

Учение 3 ст. Монтаны – Дух Святой действует не менее чем во времена апостолов, поэтому мы можем писать сегодня

Канон Маркиона – в конце 3 ст. учитель. Маркион создал свой канон, исключил Ветхий Завет

  1.  Гонения 248 г. хранить священные писания запрещено под страхом смерти.

Карфагенский соборы

 Канон Нового завета был признан на Карфагенских соборах. 394г, 397г, 419г.

Церковь не создавала канон но признала его.

Вопросы для рассуждения?

 

  1. Можем ли мы сегодня писать канонические книги.  
    1. чем мы отличаемся от апостолов – они были очевидцами жизни Христа.
  2. Осознавали ли апостолы что пишут канонические книги?
  3. Можем ли мы создавать канон внутри канона. У нас нет слов Иисуса Христа записаны его собственноручно

 

Литература периода второго храма

5 ст. до Р.Х. по 70 г. Р.Х.  

 

ВТОРОКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ - 11 книг которым христиане назвали второканонические 397г.

По Р.Х. и в 1548 на Тридентском соборе.

АПОКРИФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  - апокриф – тайный скрытый

ПСАВДОЭПИГРАФЫ  - книгу присваивают чужому имени

 

Новозавентие апокрифы

Ценности не несет!

Почему апокрифы появились

  1. Восполнить пробелы.
  2. Выдать еретическое учение за христианскую веру

Переводы Библии

Септуагинта – ветхий завет на греческий

Вульгата – (вульгарный) – общедоступный ветхий и новый завет на латинском языке. 4 ст. после Р.Х. считается официальной Библией Римо-Католической церкви

Блаж. Иероним – переводит Вульгату.

В текстологии и истории вульгата сыграла примечательную роль.  Распространенность Вульгаты позволяла  ее изучать в 16 ст. в Киевских семинариях.

В текстологии способствовала изданию оригинальных текстов Библии.

15 ст. Р.Х. – Эрезм Ротердамский  -

Синодальный перевод – 1876г. В основу Ветхого завета легли масаретский текст и септуагинта. В основу Нового Завета –вошёл  ТЕКСТУС РЕСЕПТУС в основу которого легли манускрипты 17 ст.

ЕСТЬ ПОДСТРОЧНИК ТЕКСТУСРЕСЕПТУС, ЕСТЬ НЕКСТ АЛАНД ТЕКСТ (новый)

Богодухновенность Библии

Богодухновенность Библии – означает что своим Духом Бог направлял перо столь непохожих друг на друга авторов и редакторов дабы результатом их труда стали именно те книги, которые Бог пожелал даровать своему народу. (Райт стр.44)

 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет.1:20-21).

 Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно (теос пнеустос) и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим.3:16, 17)

Различные взгляды на Богодухновенность

  1. Теория интуиции – авторы имели естественную способность чтобы написать Библию.
  2. Теория просветления – Дух Святой временно усиливал способности автора делая их способными раскрыть Божественную истину.
  3. Динамическая теория – Богодухновенность это плод сочетания человеческий и божественных усилий.
  4. Вербальная – (вербальная-словесная) – Дух Святой не просто направлял мысли автора но влиял настолько сильно что человек записывал откровения именно тем языком каким хотел Бог.
  5. Теория Надиктовки – Бог продиктовал содержание Библии. 

 

Теория непогрешимости Библии

  1. Теория Абсолютной непогрешимости – в библии непогрешимо абсолютно все как сведенья научного, так и духовного характера.
  2. Теория полной непогрешимости – непогрешимо все, но научные и исторические сведенья могут содержать неточности. Но не ошибки!
  3. Теория ограниченной непогрешимости – библия непогрешима в вопросах духовного характера, но в научной и исторической части может содержать ошибки.
  4.  Теория непогрешимости цели – библия может содержать ошибки в вопросах духовного научного и исторического характера, тем не менее, она достигает главной своей цели, подводит человека к спасению.

Непогрешимость писания – относится к предстательному материалу, а не описательному. Важно понимать, где библия делает утверждение, а где просто описывает события.

Доксалогические псалмы

Письма баламута

Библия и Божественное откровения

Еврейское «галах», греческое «апокалупто» – выражает божественное откровение

Божественное откровение необходимо чтобы конечный человек мог познать бесконечного Бога. Бог открывает себя!

Откровение делится на две области – общее и специальное.

В общее откровение входят следующие области

1.Природа

Псалом 18:2 Небеса возвещают о славе Господней, свод небесный возвещает о творениях

 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. (Рим.1:20)

2.История – менее надежно менее ясно, но имеет место.  Моисей увидел Божью славу Исх.33:22 дословно: ты не можешь увидеть меня там где я есть, но ты можешь увидеть меня там где я был.

3.Человек – его религиозность.

Общее откровение искажено грехом оно не ясное и его не достаточно.

 

Книга: За пределами безмолвной планеты.

Специальное откровение

Божье самопроявление данное конкретным людям, в конкретном месте и времени.

Характеристики особого откровения.

  1. Личностное – Бог открывается. 
  2. На доступном языке – вызов осмыслить Бога в контексте современной науки.

Нам нужно пересмотреть свой церковный язык – к.т. церковь для мира, форма богослужения и идеи мы должны пересмотреть.

  1. Обусловлено аналогией  - откровение передано в образах, которые нам понятны

Иезекиль 10:7-12

4.     Пик особого откровения это воплощение сына Божьего

 Иоанна 14:9,  Евреям 1:1-3

Язык Библии

Язык он не порождает реальность, он описывает ее. 

Уникальность Библии

Первая уникальность Библии – Единство Библии

66 книг 1700 лет – социальный статус разный – в итоге мы имеем последовательное целостное, завершенное произведение.

1.Единое нравственное учение –

  1.  Нагорная проповедь – не отменяет закон, но усиливает его.
  2.   Взаимосвязь ветхого и нового завета

Первыми христианами были Иудеи они не отвергали ветхий завет но видели что вера в Иисуса Христа есть продолжение ветхозаветного откровения.

  1. Единый взгляд на грех и спасение
  2. Единая фабульная линия – история искупления

Быт 3 – история искупления

  1. История заветов
  2. Христологическая преемственность

Ветхий и новый завет взаимосвязаны их нельзя рассматривать обособленно друг от друга.

2.Актуальность Библии

Книга затрагивает бытийные вопросы человечества – кто такой человек, что он делает в этом мире и к чему он стремиться.

3.Реалистичность Библии

Библия не скрывает слабости своих героев. Авраам – дважды выдает Сару за свою сестру. Симон и Левий мстят за свою сестру Дину. Иаков. Иосиф. Самсон. Давид. Петр. Иаков и Иоанн.